Иконы словоед иконы

28 апреля 2013 - ulija
Об истинных изображениях

Делать изображения идолов и поклоняться им нельзя, но истинные изображения повелевает сделать сам Бог.
Наряду с запретом делать идольские изображения, Бог повелевает Моисею сделать истинные изображения: "...сделай из золота двух херувимов" (Исх 25:18). На завесе, отделяющей святое святых в скинии, также были вышиты херувимы: "И сделай завесу... искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы" (Исх 26:31). В храме Соломона позже были сделаны различные изображения: "И на всех стенах храма кругом сделал разные изображения херувимов и пальмовых дерев, и распускающихся цветов, внутри и вне" (3 Цар 6:29).
В Иез 43 пророк видит видение и Бог повелевает показать народу "вид храма и расположение его, и входы его... и все образы его..." (11 ст.). Т.е., Божий храм, виденный Иезекиилем, имел образы, по-гречески - иконы. Сам Бог повелел сделать также змея, который был прообразом Христа (Числ 21:8).
Теги: иконы
Рейтинг: 0 Голосов: 0 3392 просмотра
Комментарии (8)
ulija # 11 мая 2013 в 04:18 0
Об изображении Бога

Бога не видел никто никогда: единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. (Ин 1:18). И Слово стало плотью и обитало с нами...: и мы видели славу Его... (Ин 1:14). Бог стал видим. Бог запрещал делать Свой образ по единственной причине: Его еще никто не видел. Сам Бог говорит: ...Глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас... Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил с вами Господь... (Втор 4:12, 15).
В Н.3. все иначе. Ап. Иоанн пишет: "О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими: очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни..." (1 Ин 1:1). В Н.3. люди увидели образ Божий, т.к. Сам Бог "принял образ раба" (Фил 2:7).
Поэтому Церковь и учит, что Бога можно изображать в таком образе, в котором Он открылся людям. Так, Бога Отца изображают в виде старца, "ветхого днями", каким видел Его Даниил (Дан 7:9, 13, 22).
ulija # 13 мая 2013 в 13:44 0
История икон

Иконы были в Церкви с первого века. Слово "икона" - это греческое слово "икон" значит "образ". В таких библейских местах, как "принял образ раба", "образ Бога невидимого", "образ зверя" и др. стоит это же греческое слово "икон" (Фил 2:7; Кол 1:15; Откр 13:14).
Образ можно сделать на камне, на металле, на дереве и бумаге. Сейчас иконы изображают чаще всего на дереве или бумаге. В катакомбах, где собирались ранние христиане, находят немало икон, образов Христа, Марии, Петра и др. Многие иконы найдены в катакомбах.
В широкое употребление иконы стали входить позже, т.к. в начале христианской эры Церковь испытывала постоянные гонения. Поэтому не было благоприятных условий для развития и существование иконописи.
При гонениях оставалась угроза осквернения язычниками святых образов.
Василий Великий пишет: "Приемлю и св. Апостолов, Пророков и Мучеников, и призываю их к ходатайству пред Богом, да через них, т.е., по их предстательству, милостив будет мне человеколюбец Бог и да подаст мне оставление прегрешений. Почему чту и начертания их икон и поклоняюсь пред ними, oсобенно же потому, что они преданы от св. Апостолов и не запрещены, но изображают во всех наших церквах".
Вот eще свидетельства писателей первых 3-х веков.
Климент Александрийский говорит о христианине: "...останавливая взор на изящных изображениях, он мысли устремляет на многих прежде его достигших совершенства Патриархов, премногих Пророков, бесчисленных Ангелов и на самого Господа - всех, научающих нас, что и мы можем иметь жизнь, сообразную с сими высокими образцам".
Св. Мефодий Лотарский пишет: "Иконы ангелов Его (Бога) начал и властей, устрояемые из золота, мы делаем в честь и славу Его".
ulija # 24 мая 2013 в 23:13 0
Цель и назначение икон

1. Икона воспитывает. Цель, которую ставит иконописец, заключается прежде всего в том, чтобы написать духовный образ святого.
Вы всмотритесь в хорошую икону и посмотрите, сколько в ней выражено самых прекрасных черт; сколько она являет мира, любви, сострадания, смирения, бесстрастности и умиления, хотя каждый образ, обычно, передает что-то особенное, то качество или качества, которыми отличался данный святой. Хорошая икона глубоко воспитательна, она несет много положительной информации. Если такая икона висит в нашем доме, а не портрет какого-нибудь культуриста, поп-певицы или даже просто фотография ультрасовременной машины, то у человека, особенно ребенка, постоянно смотрящего на такую икону, вырабатываются неосознанно соответствующие ценности, идеалы и стремления. Почему сейчас каждый ребенок и подросток ругается, пытается махать ногами и pуками? Почему от поведения современных детей у пожилых людей часто волосы на голове шевелятся? Одна из причин заключается в том, что эти дети постоянно видят подобные образцы поведения по телевидению, в журналах и газетах. Все это становится для них идеалом. Если бы их с детства окружали другие, благородные образы, если бы они часто видели иконы в храме и своем доме - у них были бы совсем другие ценности и позывы. Ведь это очень важно понимать: окружение во многом формирует нас. Хорошая икона - это первое, что нужно бы повесить у себя в доме. Ведь она формирует в душе прекрасные качества и стремления, и мы можем даже не подозревать, насколько сильно и благотворно может быть ее влияние.
ulija # 2 июня 2013 в 08:02 0
2. Икона нужна для проповеди. В Церкви есть много икон на различные библейские сюжеты, такие, как благовещение Марии, рождество Христово, хождение Христа по водам, тайная вечеря, молитва в Гефсиманском саду, распятие, погребение, воскресение и вознесение Христа, схождение Его в ад, сошествие Святого Духа на Пятидесятницу и т.д. Иконы, таким образом, являются бессловесной проповедью Евангелия. Сила же такой проповеди состоит в том, что она часто лучше запоминается и входит в сердце, чем проповедь словесная. Психологами установлено, что глазные нервы у человека в 25 раз толще, чем ушные, а значит, мы запоминаем то, что увидели, гораздо лучше (в 25 раз), чем-то, что услышали, а особенно дети. В народе совершенно справедливая пословица: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". На практике иконы производят сильное впечатление на верующих. Мария Египетская, в прошлом блудница, от одного случайного взгляда на икону Богоматери, сияющую чистотой и непорочностью, решила полностью переменить свой образ жизни, а князь Владимир принял христианство окончательно именно после того, как ему показали икону страшного суда. Почему же не использовать проповедь через изображения? Ведь проповедовать о Христе можно разными способами: пением, личным примером и делами, через книги, через фильмы и теле- и радиопередачи, устной проповедью лично и публично и т.д. Почему же нельзя проповедовать о Христе искусством? Не только можно, но нужно и очень полезно, ведь это один из лучших способов донесения до человека какой-либо информации. Ведь насколько лучше повесить большую икону воскресения Христова, чем написать на стене слова: "Христос воскрес из мертвых"; насколько лучше повесить икону распятия, чем написать: "мы проповедуем Христа распятого".
ulija # 7 июня 2013 в 05:12 0
3. Иконы нужны для возбуждения в человеке религиозного чувства и напоминания ему о Боге. В храме, куда ни глянь, все напоминает о Боге и Его мире, Царстве.
Как легко молиться в храме и сосредоточиться на Боге. В храмах, где нет икон, внимание прежде всего приковано друг ко другу, а не к Богу. В храме же с иконами - к Богу, святыням, и там человек может даже не заметить, кто вошел, и, вообще, здороваться в храме не принято. Эта цель использования икон была определена на седьмом вселенском соборе. Одно присутствие икон уже необычайно настраивает на духовную жизнь и молитву; напоминает о том, как жили люди, которые на них изображены.
Как вообще можно чтить Христа, но ненавидеть Его образ?
ulija # 27 июня 2013 в 15:44 0
4. Иконы нужны для исполнения заповеди: "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр. 13:7) Церковь, таким образом, помнит о своих наставниках, пастырях учителях, мучениках, исповедниках и подвижниках благочестия которые просияли в Ней на протяжении истории. Кроме поминания Церковь через иконы чтит и прославляет своих святых, величайших из Ее учителей и пастырей, которых дал Ей Бог. В Новом же Завете Христос сказал: "И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им..." (Ин. 17:22). В Пс. 148:14 также сказано, что Бог "возвысил... славу всех святых Своих... "; В 1 Тим. 1:17 сказано: "Царю же веков тленному, невидимому единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь". Римлянам же Ап. Павел пишет: "...слава и честь, и мир всякому делающему доброе..." (Рим 2:10). Все по Библии. Раз Христос дал славу Своим верным ученикам и cвятым, то Церковь их и прославляет. Прославляя святых, Церковь тем самим прославляет прежде всего Самого Бога, ту благодать Божию, которая сделала грешного человека святым. Во 2 Фес. 1:10 сказано, что Христос "...прийдет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших...". Св. Иоанн Кронштадский писал: "Изображениям святых мы поклоняемся, как изображениям славных добродетелей христианских... а в них - Самому Богу, в них (в святых) вселившемуся и в них действующему". Т.е, в святости человека является прежде всего величие Божие. Чем больше Церковь прославляет святых, тем больше Она прославляет тем Самого Бога; и слава Бога умножается.
ulija # 12 августа 2013 в 17:35 0
5. Иконы нужны для прославления Бога искусством. Всякий дар, в том числе и дар рисования, для того и дан Богом, чтобы им прославлять Его. Мы знаем, что Бога можно прославлять даром слова (устного или письменного), пения, стихосложения, игры на муз. инструментах и др. Также можно Его прославлять и этим даром.

6. Иконы нужны для украшения храмов Божиих. Заходя в хорошо расписанный храм или собор, чувствуешь, что этот дом сделан и украшен действительно для царя.
ulija # 7 сентября 2013 в 16:52 0
О почитании икон

Внешнее поклонение не только не запрещено и не мешает поклоняться Богу в духе и истине, но очень помогает этому. Ап. Павел пишет: "Посему прославляйте Бога и в телах ваших..." (1 Кор.6:20).
Почитая образ Христа или святого, христианин чтит не бумагу и не сам по себе образ, а то лицо, которое на нем изображено.
И присутствие образов не затемняет поклонение Богу в духе и истине, а, наоборот, только содействует и побуждает к этому.